Режим работы

ПН - ПТ с 7.00 до 19.00
СБ, ВС - выходной

Контакты

г.Ставрополь, ул. Серова 484
тел: 8 (8652) 28-67-65

МОТИВЫ «ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ» ДЕТЕЙ. ПРИЧИНЫ НЕПОСЛУШАНИЯ

22.01.2024

В чем же кроются причины «плохого поведения» детей? Давайте задумаемся о том, чего собственно хотят дети, когда они «плохо себя ведут»? Откуда вообще берется плохое поведение?

Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. В их поступках ищут злой умысел, их самих считают, порочными, «трудными». На самом же деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети.

Дети обычно ведут себя плохо, потому что им тяжело, потому что родители не ценят их заслуги и ругают их за каждую  провинность. Всякий раз, когда ребёнок расстраивается из-за того, у него что-то не получается, он испытывает серьезную фрустрацию (неудовлетворённость) и ищет помощи  единственным доступным ему способом: он выплескивает страх, одиночество, опасения, сомнения и неуверенность в своих силах в поведении, которое, по определению родителей, «вызывает у них серьезную озабоченность». Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», «просто не желает понять», а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная.

Можно  выделить пять основных причин нарушения поведения у детей, которые приводят к тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым.

Причина первая — борьба за внимание. Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание.

Причина вторая — борьба за самоутверждение. Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Если родители слишком часто делают замечания и дают советы, а их критика слишком резка, опасения преувеличены, то ребенок «восстает».

Причина третья — желание мщения. Ребенок может мстить за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами, или когда родители уделяют больше внимания младшему ребёнку;  унижение друг друга членами семьи; несправедливость родителей и невыполненные ими обещания; чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу и т.п.

Причина четвертая — потеря веры в собственный успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка. Может случиться, что ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой.

Причина пятая — попытки заручиться поддержкой друзей (во многом схожа с первой). Если ребенок не получает необходимого внимания в семье, то он находит свой способ его получить: он находит внимание и поддержку у друзей.

Помните: всякое серьезное нарушение поведения — это крик о помощи. Своим поведением ребёнок говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях.

 

 

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ

БЕСКОНФЛИКТНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Знать истинный мотив поведения ребенка родителю нужно не только для построения своей реакции, но и для понимания реакции ребёнка на то или иное воспитательное воздействие.

Разберем  несколько конкретных  примеров использования детьми  этих пяти способов и подумаем, как родители должны реагировать в каждом случае.

Борьба за внимание. Как  правило, плохое поведение  само собой  прекращается, когда ребенок не  получает за него вознаграждение в виде внимания со стороны родителей, когда такое поведение не замечают, игнорируют.  Спокойное игнорирование и отложенное на время воздействие за проступки, даёт положительный эффект. Можно также использовать отвлечение внимания ребенка в момент проявления непослушания и переключение его на какое-либо другое занятие.

Отказывайте ребёнку во внимании «по первому требованию», но в то же время найдите время, чтобы уделить ему позитивное внимание другими способами — обнять его, поговорить с ним, предложить ему какие-нибудь совместные занятия, прогулку — когда он этого не ожидает.

Борьба за самоутверждение. Когда зарвавшегося ребенка пытаются одернуть, он часто попросту игнорирует замечания родителей или ведет себя еще более вызывающе. Даже если он подчиняется, то делает это с вызовом. Лучше  не пытаться взять верх в этой борьбе, потому что, в конце концов, можно оказаться в проигрыше.

Желание отомстить. Даже не отдавая себе в этом отчет, ребёнок может пытаться за что-то отомстить родителям. Например, если  родители постоянно  выходят победителями в борьбе за самоутверждение, ребенок может попытаться выместить на них свое зло, находя массу способов наказать их и сделать им больно. У родителей постоянно возникает соблазн ответить, отругать, отчитать — но все без толку. Ребенок просто меняет тактику и быстро находит другой метод причинить боль. Если вы будете вести себя дружественно и непринуждённо, атмосфера в семье постепенно улучшится без дополнительных усилий.

И главное, постарайтесь понять причину мести вашего ребёнка, её надо исправить.

Потеря ребёнком веры в собственный успех. Дети, не получающие поддержки родителей, часто ведут себя настолько неуспешно, что родители, в конце концов, начинают их критиковать, приходят им на помощь или выпячивают их неуспешность.  Главный принцип в обращении с «неуспешными» детьми — перестать «награждать» их неуспешность, подвергая ее критике; более того, ее лучше вообще не замечать. Кроме того, надо хвалить любое — даже самое маленькое — улучшение качества навыков ребенка, и даже попытку его улучшить.

Попытки заручиться поддержкой друзей. По  мере взросления детей, для них все важнее становится возможность произвести благоприятное впечатление на своих друзей. Это  может привести  к поведению, которое вызывает  у родителей озабоченность и тревогу. В результате они могут не задумываясь пойти по пути чтения нотаций и выражения неодобрения. Если отчитывать ребёнка перед его друзьями, он обидится и рассердится, и даже может начать проявлять большую враждебность. Видимо, лучше будет отложить «разбор полетов» и поинтересоваться, чем он занимается вместе с друзьями. Попытайтесь продемонстрировать заинтересованность в самом ребёнке и его друзьях, найдите время поговорить с ним.

 

Переключите свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия, но не ждите положительных результатов сразу!

 

Для предупреждения непослушания необходимо разумно сочетать родительскую любовь, заботливость с требовательностью. Детям совершенно необходимы ограничения, хотя бы для того, чтобы против них протестовать. Важно также приучать ребенка считаться с мнением и интересами окружающих, воспитывать умение при необходимости поступаться собственными желаниями.

Надо всегда искать причины проявляемого непослушания и устранять их, но ни в коем случае нельзя подавлять волевые усилия формирующейся личности, хотя и ложно утверждаемые. Поэтому нельзя прибегать к угрозам, грубому насилию, физическим мерам воздействия. Попытка взрослых «сломить» ребенка силовыми методами, как правило, не приводит к цели. В таком случае ребенок либо оказывается «победителем» в этой борьбе, либо, сломленный и подавленный, глубоко переживает свое «поражение». В конечном итоге, до конца не понимая, в чем он не прав и почему от него что-то требуют, он становится озлобленным по отношению к взрослым. Ни в коем случае не должны иметь места упрашивания и уговоры, заканчивающиеся необоснованными уступками со стороны взрослых.

 

 

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Наш детский сад

    Наш детский сад очень красив, удобен, надежен, функционален. Здесь есть практически все, о чем можно мечтать. Читать далее

    Наши педагоги

    Наши педагоги – это творческие, инициативные, ответственные, справедливые люди – для которых работа не только необходимость, но и удовольствие. Читать далее

    Профсоюз

    ПРОФСОЮЗ – это коллектив. Дружному коллективу – все под силу! Читать далее
    Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта