Режим работы

ПН - ПТ с 7.00 до 19.00
СБ, ВС - выходной

Контакты

г.Ставрополь, ул. Серова 484
тел: 8 (8652) 28-67-65

Консультация для педагогов: «Какие книги о войне можно посоветовать прочитать ребятам».

22.04.2015

 История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня – начало Великой Отечественной войны и 9 мая – День Победы. Семьдесят лет минуло со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнет величие подвига нашего народа. Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории, не повторяли ошибок прошлого.  А для этого  в них нужно воспитывать патриотические чувства.  Недаром    О. Бисмарк говорил: « Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народа». Праздник  9 мая простой — и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга.

Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно  для понимания  детьми. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира, из – за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.

Для этого следует уделить особое внимание  эмоциональному  восприятию детьми темы войны: борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.
Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме необходимо осуществление целенаправленной  работы: проведение тематических занятий, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, совместные походы в музей.  Также данная работа предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье. Маленькие граждане нашей страны должны знать ее героические страницы,  знать о погибших родственниках, о тяжелых испытаниях, которые пришлось пережить миллионам людей, о борьбе с фашизмом,  гордиться своей Родиной,  своим народом.

Какие же книги о войне можно посоветовать прочитать ребятам?
Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?
Почти все написанное для детей о войне создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для дошкольников существует одна тема – память о Великой Отечественной войне. Редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это дано не каждому, его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие малышей. Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идет речь.
Когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.
Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям. Тема Великой Отечественной войны должна находить живой отклик в сердцах ребят, потому что их души открыты добру, милосердию и состраданию!  Уже со среднего дошкольного возраста нужно начинать читать детские книги на военную тематику. При знакомстве детей  с темой войны стоят следующие основные задачи:
-Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
-Подвести к восприятию художественных произведений о войне;

-Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину, через прочтение художественной литературы о войне, рассматривая репродукции картин о войне, слушая песни военных лет.
-Воспитывать сознательную любовь к Родине, гордость за её прошлое, уважение к памяти павших бойцов и старшему поколению.
В достижении этих целей помогут классические художественные произведения, а также прекрасно иллюстрированные книги, основанные на документальных материалах.

Книги о войне помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все-то хорошее, что есть в их жизни. Наши дети, знакомясь с литературой о Великой Отечественной войне, должны знать о том, что их сверстники в далекие сороковые годы прошлого века не только боролись с трудностями военного времени в тылу, но и внесли свой непосредственный вклад в Победу, вступив в борьбу с врагом наравне со взрослыми!

Что дает детям чтение столь серьезной и, в определенной степени, тяжелой для них литературы? Именно благодаря произведениям авторов – современников страшного военного времени, нынешняя молодежь может представить себе события тех годов, узнать о трагических судьбах людей, о мужестве и героизме, проявленном защитниками Отечества. И, конечно же, лучшие книги о войне воспитывают в юных читателях дух патриотизма; дают целостное представление о Великой Отечественной войне; учат ценить мир и любить дом, семью, близких. Сколь ни было бы далеко прошлое, память о нем важна: ребята, став взрослыми, должны сделать все для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились в жизни народа.

Алексеев С. «Рассказы о войне»

Баруздин С. «Шел по улице солдат»

Кассиль Л. «Твои защитники»

Маркуша А. «Я – солдат, и ты – солдат»

Митяев А. «Письмо с фронта»

Гайдар А. «Клятва Тимура», «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»

Чем старше становятся дети, тем больше требований предъявляют к ним родители, постоянно напоминая о том, что они «уже не маленькие». Война не давала детям времени на взросление – они сразу становились взрослыми! Девчонки и мальчишки, оставшиеся сиротами, вынуждены были выживать в сложнейших условиях военного времени. Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слез. Эти книги о войне для детей помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни.

 Артюхова Н. «Светлана»

Воронкова Л. «Девочка из города»

Голявкин В. «Рисунок на асфальте»

Катаев В. «Сын полка»

Лиханов А. «Последние холода»

Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи»

Война шла не только на фронте – в тылу тоже гибли люди. Бомбежки, голод, тяжелейший физический труд на предприятиях, продолжавших работать и в годы войны, болезни, трагедии потери близких людей уносили тысячи и тысячи жизней.  Можно прочитать  книгу Алексина А. «В тылу как в тылу».

Самые трагические страницы истории связаны с блокадой Ленинграда. О том, что происходило в городе в это страшное время, какие жуткие испытания голодом и холодом пришлось выдержать ленинградцам, ребята могут узнать из следующих произведений:

Верейская Е. «Три девочки»

Миксон И. «Жила, была»

Никольская Л. «Должна остаться живой»

Юные читатели, знакомясь с литературой о Великой Отечественной войне, узнают и о том, что их сверстники в далекие сороковые годы прошлого века не только боролись с трудностями военного времени в тылу – многие внесли свой непосредственный вклад в Победу, вступив в борьбу с врагом наравне со взрослыми.

Балтер Б. «До свидания, мальчики!»

Богомолов В. «Иван», «Зося»

Ильина Е. «Четвертая высота»

Кассиль Л. «Улица младшего сына»

Печерская А. «Дети – герои Великой Отечественной войны»

Сухова А. «Дети войны»

О том, насколько хрупким может быть мир и как вторжение врага может перевернуть всю жизнь человека, ребята узнают, прочитав книги о второй мировой войне следующих писателей:

 Бакланов Г. Я. «Навеки – девятнадцатилетние»                                         Васильев Б. «В списках не значился», «Завтра была война»                                 Воробьев К. Д. «Убиты под Москвой»

За четыре долгих года войны было все: и поражения, и победы. Сведения о самых масштабных операциях советской армии, о знаменательных сражениях, о героях дадут юным читателям книги о Великой Отечественной войне таких авторов:

Алексеев С. «Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей»

Бондарев Ю. «Батальоны просят огня»

Медведев Д. «Сильные духом»

Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке»

Смирнов С. «Брестская крепость»

 Война не заканчивается в один день – ее отголоски звучат в сердцах людей десятилетия. О трудностях послевоенного времени расскажут ребятам произведения: Русакова О. «Сестры»

                       Чтение художественной литературы по возрастам:

младший дошкольный возраст

А. Барто «Флажок», «Самолет», «Кораблик»

В. Шипунова «Мой флажок»

Э.Мошковская «Мчится поезд»;

средний дошкольный возраст

Баруздин С. «Шел по улице солдат»

Кассиль Л. «Твои защитники»

Маркуша А. «Я – солдат, и ты – солдат»

Артюхова Н. «Светлана»

Воронкова Л. «Девочка из города»

Голявкин В. «Рисунок на асфальте»

А. Барто «На заставе»

Е. Дюк «Про дедушку»

И. Грошева «Сегодня Федя не проказник»

И. Бабушкин «Папе»

Т. Прокофьева «Папе»

старший дошкольный возраст

С. Я. Маршак «Трубач», «Летчик», «Полевая кухня»,

«Лыжник», «Парашютистка», «Пограничник» «Будущим

защитникам»

А. Митяев, «Наше оружие», «Почему армия всем родная»

И. Грошева «23 февраля»

Л. Куликов «Сын летчика»

Гайдар А. «Клятва Тимура», «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»

 С.П.Алексеев « Рассказы из истории Великой Отечественной войны

Е. Благинина « Шинель»

 А.Барто «Звенигород» — о военном детстве в тылу;
 С.М. Георгиевская « Галина мама».

 Ю.П.Герман «Вот как это было»

 В.Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. «Денискины рассказы»).
 А.М. Жариков « Смелые ребята», « Максим в отряде», « Юнбат Иванов».
В.А.Осеева « Андрейка».
К.Г. Паустовский « Стальное колечко.

И. Токмакова « Сосны шумят»
Шишов А. «Лесная девочка».

 Ю.Яковлев « Как Сережа на войну ходил».

Л.Кассиль «Твои защитники»;
С.Михалков «День Победы».

Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.

 

Пусть мир украсит доброта
И расцветут улыбкой лица,
А слово «страшное» война
Пусть никогда не повториться!
Пусть солнце светит над землей,
Любовь шагает по планете.
И в каждой пусть семье большой
С любимой мамой будут дети!

(М. В. Сидорова)
Использованная литература:
1.Гриценко З. « Тема войны в литературе. Для детей дошкольного возраста» -журнал « Дошкольное воспитание» № 1, 2015

2.Интернет ресурсы

3.Максакова Е. Ф. « Такой простой и сложный праздник…» — журнал « Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №5, 2014/

 

Приложение

Блиц – опрос для детей

  1. Знаешь ли ты, какой праздник отмечает наша страна 9 Мая?
  2. Что случилось летом в 1941 г.?
  3. Что такое война?
  4. Кто напал на нашу Родину? Зачем?
  5. Кто встал на защиту нашей Родины?
  6. Кто такие солдаты, что они делают?
  7. Когда закончилась война?
  8. Кто победил в этой войне?
  9. Что такое парад?
  10. Что такое памятник павшим воинам?
  11. Как страна празднует День Победы?
  12. Что рассказывают тебе родители о войне, ветеранах?
  13. Тебе читают книги о ВОВ?
  14. Ты смотришь фильмы о ВОВ?
  15. Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Что нужно для этого?

Блиц – опрос для родителей

  1. Надо ли с дошкольниками говорить о войне:

— да;

— нет;

— 23 февраля, 9 мая достаточно. 

  1. Что важнее:

— рассказать о лишения во время войны,

-рассказать о героизме;

— рассказать о победе;

— другое ____________________________________________ .

  1.  Надо ли рассказывать дошкольнику обо всех ужасах войны, лишениях, потерях?

— да;

— нет;

— да, но доступным  для ребенка языком. 

  1. Можно ли ребенку смотреть взрослые фильмы о Великой Отечественной войне?

— да;

— нет;

— некоторые, например________________________________

  1. Отмечаете ли Вы дома День Победы, как семейный праздник? Вспоминаете ли  своих членов семьи- участников ВОВ? Поздравляете ли ветеранов?

 — да;

— нет.

  1. Читаете ли ребенку книги о ВОВ?

— да;

— нет;

— ему не интересно,

—  мне не интересно. 

  1. Умете ли Вы рассказать  ребенку о ВОВ?

 — да;

— нет.

  1.  Нужна ли Вам помощь детского сада в данном вопросе?

— да;   — нет.

Подготовила: Учитель-логопед высшей квалификационной категории Москаленко Ольга Николаевна

 

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Наш детский сад

    Наш детский сад очень красив, удобен, надежен, функционален. Здесь есть практически все, о чем можно мечтать. Читать далее

    Наши педагоги

    Наши педагоги – это творческие, инициативные, ответственные, справедливые люди – для которых работа не только необходимость, но и удовольствие. Читать далее

    Профсоюз

    ПРОФСОЮЗ – это коллектив. Дружному коллективу – все под силу! Читать далее
    Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта