Режим работы

ПН - ПТ с 7.00 до 19.00
СБ, ВС - выходной

Контакты

г.Ставрополь, ул. Серова 484
тел: 8 (8652) 28-67-65

«Речевая готовность ребенка к школе»

27.04.2019

Речь занимает  чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы.

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

   У огромного большинства детей, поступивших в школу, очень маленький словарный запас. Часто родителям некогда разговаривать со своим ребёнком. В результате дети не знают элементарных понятий, обобщающих слов,  им очень сложно объяснить слова, имеющие «нематериальное» значение: совесть, искренность, честность. При описании предметов дети используют только понятия о размере и цвете («арбуз большой, а яйцо маленькое, белое»). Подбор слов с противоположным значением сводится к элементарному «большой – небольшой; тонкий – нетонкий.

        Грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь дает возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

  • хорошее физическое развитие ребенка;
  • развитый физический слух;
  • развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
  • нормальное функционирование ЦНС;
  • владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
  • произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
  • познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
  • коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

         На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

       Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2.Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать звуки;

  1. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.
  2. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
  3. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?             — создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

— проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

— не ругать ребенка за неправильную речь;

— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

— не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

— осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением.

Это связано с двумя причинами:          

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок  добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.

  Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени. У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!

Советы  учителя — логопеда  родителям будущих первоклассников.

 Осталось совсем немного времени до поступления вашего ребенка в школу, а его речь отстает от возрастной нормы. Сможет ли будущий первоклассник  полноценно учиться? Справится ли со школьной программой? Именно эти вопросы волнуют сегодня и родителей, и нас, педагогов, тем более, когда дело касается такого сложного и трудно устранимого нарушения, как общее недоразвитие речи.

Полноценная подготовка к школе в условиях логопедической группы  имеет свою специфику и включает более широкий спектр формирования знаний, навыков, умений.

Программа подготовки к школе детей с речевыми расстройствами включает:

  • Развитие познавательного интереса, мыслительных операций, умения анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Устранение дефектного звукопроизношения.
  • Расширение словарного запаса.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Овладение навыками элементарного звукового  анализа и синтеза.
  • Обучение грамоте.
  • Предупреждение нарушений письма и чтения.
  • Развитие мышц мелкой моторики.
  • Расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности.
  • Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, логики.

Фундаментом успешного обучения в школе являются  хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь и, что не менее важно, восприятие, внимание, работоспособность.

Советуем родителям:  подготавливая ребенка к школе, учите его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

             Если звуковая сторона речи вашего ребенка нормализовалась и не вызывает тревоги, можно вплотную заняться связной речью, обогащением словаря, развитием навыков звукового анализа. Если же звукопроизношение остается дефектным, существуют замены и искажения звуков, стоит в первую очередь решить данную проблему. В этом случае родители должны включиться в совместную работу с логопедом, следуя его указаниям. Без вашей помощи специалисту будет трудно достичь скорого результата, особенно на этапе автоматизации, то есть введения звука в речь.

             Формирование навыков звукового анализа является  одним из условий обучения грамоте. К шести годам у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова, а именно:  выделение звука из слова, а затем установление точного места того или иного звука в слове.  Именно это умение  является необходимой предпосылкой обучения грамоте. В логопедической группе при соответствующем обучении, под руководством  логопеда  ребенок постепенно овладевает не только определением позиции звука в слове   — начало, середина, конец слова, — но и позиционным звуковым анализом, устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Здесь же ребенок учится различать гласные и согласные звуки, разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков. Родители  могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слова  и в овладении  этими  важными для обучения навыками, упражняя его на примерах простых, коротких слов, типа: мак, дом, суп, дубы, сани, осы и т.п.

              Для развития мелкой моторики ребенка родителям лучше всего заниматься совместным творчеством: резать, клеить, рисовать.  Ваш малыш должен научиться  владеть ножницами (резать полоски, геометрические фигуры из бумаги, вырезать по контуру предмет), карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов).

             Не за горами поступление в первый класс. Подготовить ребенка к успешному обучению в школе – цель нашей совместной деятельности.  Именно сейчас начинается самый интересный этап в развитии вашего малыша. Мы хотим научить его свободно, без затруднений говорить на интересующие его темы, рассуждать, спорить, строить планы, оценивать свои и чужие поступки.  Каждый ребенок уникален, дети – самое ценное, что у нас есть. Пусть же они  вырастут развитыми, умными, знающими людьми.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Наш детский сад

    Наш детский сад очень красив, удобен, надежен, функционален. Здесь есть практически все, о чем можно мечтать. Читать далее

    Наши педагоги

    Наши педагоги – это творческие, инициативные, ответственные, справедливые люди – для которых работа не только необходимость, но и удовольствие. Читать далее

    Профсоюз

    ПРОФСОЮЗ – это коллектив. Дружному коллективу – все под силу! Читать далее
    Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта