Развитие фонематического восприятия посредством игровых технологий
23.09.2019Процесс становления речи находится в прямой зависимости от развития фонематического слуха – способности воспринимать и различать речевые звуки. Недостаточность фонематического восприятия отрицательно влияет на формирование навыков звукового анализа и синтеза, что затрудняет в свою очередь процесс овладения чтением и письмом. Полноценное различение звуков является необходимой базой для постановки и автоматизации звуков. В процессе подготовки к занятиям необходима систематизация оптимальных форм, методов и приёмов работы по формированию способности детей различать звуки на слух в период подготовки к обучению в школе. Игровые технологии, используемые для совершенствования фонематического восприятия у дошкольников, позволяют рационализировать и упорядочить подходы к коррекционному воздействию, а также сделать процесс обучения более мотивированным для детей, а, следовательно, и более результативным.
Игры, способствующие совершенствованию фонематического восприятия:
- «Необычные слова»
Цель: определение правильности произношения слов.
Оборудование: предметные картинки, фонарики.
Ход игры: перед ребенком располагают картинку и предлагают внимательно слушать: если взрослый правильно называет — ребенок включает зеленый фонарик, неправильно – красный фонарик. Произносимые слова: даска, наска, фаска, маска, васка.
- «Звуковой коврик»
Цель: акцентирование внимания на выделении первого звука в слове.
Оборудование: игровое поле, прямоугольники разных цветов (красный, желтый, черный, зеленый, фиолетовый), подборка слов для выполнения мозаичного рисунка.
Ход игры: ребенок выделяет первый звук в слове и выбирает определенного цвета прямоугольник, название цвета которого начинается на этот же звук, последовательно заполняя игровое поле. Получается мозаичный рисунок коврика. В зависимости от подбора слов рисунок коврика меняется.
- «Ромашка»
Цель: акцентирование внимания на выделении первого звука в слове.
Оборудование: ромашка с лепестками, на которых расположены предметные картинки, игрушечная божья коровка.
Ход игры: ребенок, передвигая божью коровку по лепесткам, называет картинки, выделяя первый звук в их названиях. Вариант игры может измениться, например, «найди лишнюю картинку, название которой не начинается на заданный звук».
- «Паровозик»
Цель: определение позиции звука в слове.
Оборудование: паровозик с окнами – в начале, середине, конце, набор картинок.
Ход игры: ребенок распределяет картинки по соответствующим окнам паровозика, определяя позицию заданного звука в слове.
- «Посчитай-ка»
Цель: определение количества звуков в слове.
Оборудование: предметные картинки на карточках с прорезями, полочки с перфорированными отверстиями (три, четыре, пять и т.д.).
Ход игры: ребенок определяет количество звуков в слове и выбирает полочку с необходимым количеством перфораций.
Использование игровых технологий способствует прогрессу речевых возможностей, совершенствует процесс коррекционной работы, позволяет увеличить уровень заинтересованности и концентрации внимания детей на протяжении всего обучения. Применение игр для развития фонематического восприятия позволяет создать необходимые условия для развития у детей слухового внимания и чувствительности к восприятию звуков родного языка, а также подготовить к обучению грамоте. Проведение фонематических игр в домашних условиях определяет аспекты игрового партнёрства родителей и детей, обеспечивая полноценное взаимодействие и профилактику речевых нарушений.
Учитель — логопед Шилова А.Г.