Режим работы

ПН - ПТ с 7.00 до 19.00
СБ, ВС - выходной

Контакты

г.Ставрополь, ул. Серова 484
тел: 8 (8652) 28-67-65

«Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста с использованием игр»

09.12.2019

 

                 Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Обучение — и игра — это абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве. Игра всегда обучает! Для осуществления полноценного обучения и воспитания дошкольников необходимо развитие познавательных процессов. На развитие познавательных, или интеллектуальных способностей  влияет восприятие, память и внимание. Развитие познавательных процессов у детей необходимы  для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития.

         Восприятие  – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Восприятия бывают простые, сложные, а также специальные. К специальным видам относятся восприятие пространства, времени, движения. К более простым видам относятся восприятия величины, формы предметов, их цвета. Восприятие ребёнка  дошкольного возраста носит непроизвольный характер. В предметах они замечают не главные признаки, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Лучшие результаты развития  происходят через сенсорное восприятие. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета – спектральная гамма цветов и др.

                             

Игры для развития восприятия

              Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»

 Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4—6-летнего возраста. Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разнойвеличины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.

 Ребёнок должен определить на ощупь предметы, которые находятся внутри.

 Для развития восприятия детей 4—6 лет можно предложить  также следующие задания:

 Игра «СДЕЛАЙ ТАК»

 По образцу построить такое же строение.

 Игра «ЦВЕТА»

 Направлена на развитие у детей дошкольного возраста восприятия цвета.

 Предлагаем ребенку за 1 минуту назвать 5 пред­метов определенного цвета (синего, красного, желтого, коричневого, черного, зеленого и т. д.). Повторять предметы не разрешается.

 Игра «КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ»

 Направлена на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей 4—6 лет.

 Ребенку даются задания, направленные на диф­ференциацию признаков цвета, величины, формы. Предварительно подготовьте карточки с изображе­нием геометрических фигур, находящиеся в при­ложении.

 а). Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. По­ложи круг на диван. Покажи красный круг, синий квадрат, принеси зеленый треугольник.

 б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зеленве круги, желтые круги, красные круги.

 в) Покажи треугольники, затем выбери синие тре­угольники, зеленые треугольники, желтые тре­угольники, красные треугольники.

г) Собери все квадраты, выбери синие квадраты, красные квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.

 д) Покажи маленькие круги (маленькие треуголь­ники, маленькие квадраты).

 е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).

 ж) Покажи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты

 Игра «НАЙДИ ИГРУШКУ».                                                                               Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим. Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.

  Игра «ЗАШИВАЕМ КОВЕР».

  На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

  Игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ»

  Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

 Память — это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности памяти.

 Одним из самых ранних проявлений памяти является узнавание. Младенец узнает свою мать, затем других близких людей, улыбается им. Однако на первых порах двигательные впечатления играют большую роль, чем слуховые или зрительные. Двигательная память является основой, на которой формируются все навыки: ходьба, хватание предметов руками, а затем бег, прыжки. Ребенок учится умываться, за­стегивать пуговицы, шнуровать ботинки. В последу­ющих возрастах работа двигательной памяти стано­вится более сложной. Младший школьник учится писать, читать, бегать на коньках, ходить на лыжах и т.д.

 Чем младше ребенок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чув­ства с развитием ребенка становится несколько дру­гой, так как и сами чувства, и причины, их вызывающие, у дошкольника и подростка — раз­личны.

 Особенно богата память ребенка дошкольного возраста образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (до­мам, животным, птицам, деревьям, цветам и т. д.), а также и несущественные признаки, частные детали, которые ребенок подметил у отдельного дома, у отдельного животного, у одного дерева и т. д. Иногда какая-нибудь несущественная черта, свойственная разнородным явлениям, кажется ему общей, тогда сами явления малыш трактует как равноценные, равнозначные. Отсюда и характерная для этого возраста «детская ложь».

 Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство — это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрос­лый человек, пересказывая сказку, отклонится от первоначального текста, то ребенок тотчас же по­правит его, напомнит пропущенную деталь.

              В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы все, что воспринимает, мог легко и точно припомнить впос­ледствии), но уже в возрасте 5—6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с пре­обладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают вы­деляться более существенные признаки предметов. Задача взрослых — ускорить развитие этих видов памяти у детей.

          Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок. Стихотворения выбираются сюжетного характера. Взрослый обязательно должен задавать вопросы ребёнку.

          Следует  читать и пересказывать как можно больше русских народных сказок. Читать сказку нужно неоднократно. Читая и разучивая с ребёнком стихотворения русских писателей о природе, необходимо знакомить ребёнка с временами года. Ребёнок должен хорошо усвоить, что зиму всегда сменяет весна, весну – лето, лето – осень, а осень – зима. Обязательно нужно говорить с ребёнком о том, что происходит в природе зимой  (стихотворения  Дрожжина, Пушкина), весной (стихотворения Фета, Плещеева), летом и осенью (стихотворения Майкова). Также можно заучивать отрывки стихотворений К.Чуковского «Телефон», «Краденое солнце», «Мойдодыр»; А.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный», С.Михалкова «А что у вас?», С.Маршака «Пожар», «Багаж», В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др. Обязательно читайте и постарайтесь запомнить отрывки из произведений  К.Чуковского «Айболит», «Федорино горе», «Тараканище», «Путаница». Для пересказа можно использовать рассказы Е.Чарушина. В дальнейшем используя элементы строения сказки, можно попробовать с ребёнком сочинить собственную сказку.

 Игра «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ».

 Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету.

 Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить. 

  Игра «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?»

 Рекомендуется для развития зрительной памяти детей.

 Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»

 Игру можно усложнить:

 

а) увеличить количество игрушек;

 б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

  Игра «РИСУЕМ ПО  ПАМЯТИ УЗОРЫ»

 Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.

 Игра «ЗАПОМИНАЕМ ВМЕСТЕ»

 Для организации работы с ребенком вам потребуются карточки с геометрическими фигурами. Время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить

 ребенка воспроизвести фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.

        А также для развития слуховой памяти  можно проводить игру: «10 СЛОВ» Ребенку зачитываются 10слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак. Ребёнок должен воспроизвести не менее 5-6 слов.

 Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Выделяют три основных вида внимания: непро­извольное, произвольное, после произвольное.

 Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников. В со­знании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально.

 С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от чело­века волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

 В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида вни­мания — послепроизвольного.

 Учёные-психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, чем раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Игры, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста.

  1.  «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ».

 Для развития внимания детей дошкольного возраста можно использовать следующие задания:

 а) Сравни картинки между собой и назови отли­чия.

 б) Чем отличаются между собой эти картинки?

 Игра «ДОБАВЬ СЛОВО»

 Предназначена для детей 4—6-летнего возраста, направлена на формирование внимания и памяти. Взрослый называет какую-нибудь игрушку. Ребёнок повторяет это слово и добавляет какое-либо свое. Затем взрослый повторяет первые два по порядку и называет свое и т. д.

 Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаемых слов, т. е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание детей.

 Игра «КАКОГО ПРЕДМЕТА В РЯДУ НЕ ХВАТАЕТ?»

 Предлагаемая игра способствует развитию внима­ния, а также памяти и восприятия. Ее можно порекомендовать для детей 4—6-летнего возраста Задания будут располагаться на двух отдельных страничках.

 На первой странице расположено несколько рядов самых разных предметов: овощи, фрукты, игрушки, транспортные средства, мебель и др. На следующей странице в каждом из рядом какого-то предмета не хватает. Ребенок должен внимательно посмотреть на один из рядов на первой странице, рассказать, что за предметы он видит, назвать каждый предмет. Затем переворачиваем страницу и просим посмотреть ребенка на ряд тех же предметов очень внимательно и ответить на вопрос: «Какого предмета в ряду не хватает? »

 

 

 

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Наш детский сад

    Наш детский сад очень красив, удобен, надежен, функционален. Здесь есть практически все, о чем можно мечтать. Читать далее

    Наши педагоги

    Наши педагоги – это творческие, инициативные, ответственные, справедливые люди – для которых работа не только необходимость, но и удовольствие. Читать далее

    Профсоюз

    ПРОФСОЮЗ – это коллектив. Дружному коллективу – все под силу! Читать далее
    Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта