Кукольный театр — учим, играя?
08.11.2020Театр! При звуках этого слова представляешь что-то волшебное, увлекательное, будоражащее воображение. На какое-то время ты переносишься совсем в другую реальность, даже если ты всего лишь зритель. А что если стать актёром? Не секрет, что дети очень любят примерять на себя новые роли, и театральные постановки помогают раскрыть потенциал учеников и сделать процесс обучения максимально приятным.
Безусловные плюсы кукольного театра:
- развивает коммуникативную компетенцию,
- позволяет использовать язык в максимально реальной ситуации,
- дети быстрее запоминают новые слова, связанные с постановкой,
- дети используют речевые конструкции осознанно,
- у каждого есть чувство причастности к постановке,
- развивается чувство ответственности за финальный результат,
- проще преодолеть стеснение от выхода на сцену.
Вводить элементы кукольного театра можно практически с любого возраста. С младшими детками 2-3 лет можно обыгрывать повседневные темы с помощью кукол. Пальчиковые куклы прекрасно подойдут для развития мелкой моторики и постановки хорошо известных детям сказок. Куклы на руку помогут разыграть диалоги на этапе warm-up в начальной школе и показать представление большому количеству зрителей.
Сегодня подробнее поговорим о том, как сделать полноценную постановку и получить максимум позитива. Говорят, что театр начинается с вешалки, но в нашем случае началом будет выбор постановки и распределение ролей. Для первого спектакля лучше всего взять хорошо знакомую детям сказку. Можно предложить на выбор несколько произведений — главное, чтобы ролей хватало на всех! Если группа небольшая, а ролей много, можно дать несколько ролей желающим.
Конечно, распределять роли не просто. Могут возникнуть конфликты и споры, но их можно преодолеть! Первый способ, сделать magic box/magic hat с заранее расписанными ролями и выбирать случайным образом. Второй способ, провести настоящий кастинг с выставлением оценок и дать роли на основании этих оценок.
Не менее важные атрибуты театра — афиша и пригласительные билеты. Дети с удовольствием примут участие в их создании.
Итак, сценарий выбран, роли распределены, дата премьеры назначена, афиша готова, пригласительные розданы. Остаётся самая малость — выучить роли и поставить сам спектакль.
- Разбор сложных слов. Новые слова будут в тексте. Прежде чем начать отрабатывать роли, лучше всего убедиться, что все слова понятны детям, а их произношение не вызывает сложностей. Если есть возможность принесите настоящий реквизит на занятие, если нет, то подойдут карточки и игрушки.
- Отработка грамматических конструкций. Все конструкции из текста должны быть поняты и усвоены детьми, чтобы было проще их применять. На сцене можно забыть слова, но зная как устроен язык, будет проще подобрать замену.
- Выразительное чтение. Кто-то может сказать, что это скучно, но…представьте что будет, если читать сказку “Теремок”, скажем, голосом инопланетянина или робота? Так ведь гораздо веселее, правда? Прочитать сказку вслух, да ещё и по ролям, очень важно. Только так дети смогут запомнить порядок, кто за кем говорит, привыкнут к чужой речи и научатся на неё реагировать.
- Одиночный этюд. Дети обычно очень любят пантомиму, и хорошо относятся к играм из разряда “Угадай”. Один из детей изображает действие, или предмет, или животное, остальные должны угадать, что это. Для более сильных групп можно использовать словосочетания или целые предложения.
- Ролевая игра. Именно этот тип взаимодействия даст возможность детям раскрыться и проявить себя. А также избавит от страха ошибиться, ведь ошибку совершает не сам ребенок, а всего лишь его персонаж. Игра может быть контролируемой или же неконтролируемой. При контролируемой игре за основу берем диалог или ситуацию. Неконтролируемая больше похожа на ситуацию реального общения.
- Инсценировка. Наконец-то, самый интересный момент. Роли выучены, отрепетированы, да и дата премьеры подкралась незаметно. Остается только поражать восхищенных зрителей своим актерским талантом и блестящим знанием языка.
Подготовка кукольного спектакля дело непростое, но очень благодарное. Представьте детей увлеченно работающих над общим делом, горящие глаза учеников в ожидании премьеры, и несказанно довольных родителей, который видят, что старания их ребенка не пропали даром!
Талантливых учеников и ярких премьер!