Инклюзивное образование
01.04.2022Ответственное лицо по организации работы с детьми — инвалидами —Агапкина Надежда Георгиевна, заместитель заведующего по УВР;
Организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
- Федеральный Закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2, п. 16, п. 28)
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Положение о логопедическом пункте МАДОУ д/с №7 г. Ставрополя (Скачать);
Положение о социально-психологической службе МАДОУ д/с № 7 г. Ставрополя (скачать);
Положение о психолого-педагогическом консилиуме в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детского сада комбинированного вида №7 города Ставрополя (скачать);
План работы психолого–педагогического консилиума на 2021 -2022 уч. г. (скачать);
Положение о группе компенсирующей направленности в МАДОУ д/с № 7 г. Ставрополя (скачать);
- Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры
Журнал регистрации коллегиальных заключений ППк
Журнал учета заседаний ППк МАДОУ д\с №7;
Журнал направлений воспитанников МАДОУ д\с №7 на ППк;
Сопровождение учителя — логопеда Шилова А.Г.
Сопровождение учителя — логопеда Колокольникова М.В.
Сопровождение учителя — логопеда Павленко Е. А.
Сопровождение педагога — психолога Демьянова Е.С.
Сопровождение учителя логопеда Симанович А.О.
Рабочая программа «Песочная страна»
Заявление о зачислении в логопедический пункт МАДОУ д/с № 7 г. Ставрополя
Годовой план педагога-психолога МАДОУ д/с №7 города Ставрополя на 2021-2022 учебный год (скачать);
Техническое оснащение образовательного процесса в работе с детьми с ОВЗ
Информацию о работе с детьми с ОВЗ, а также о ФГОС для детей с ОВЗ можно узнать на сайтах:
- www.fgos-ovz.herzen.spb.ru
- www.edu-open.ru
- www.inclusive-edu.ru
- www.perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса
Взаимодействие педагогов ДОО реализуется через актуализацию задач образовательной деятельности и осуществляется по следующим направлениям:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- консультативно-просветительское
Выделяют приоритетные виды деятельности каждого специалиста в системе психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи.
Музыкальный руководитель:
- Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти
- Развитие речевого дыхания
- Формирование просодической стороны речи (силы, высоты, тембра голоса)
- Совершенствование музыкального слуха; фонематического восприятия
- Развитие общей и мелкой моторики, выразительности мимики, пластики движений
- Формирование правильной осанки
- Совершенствование способности восприятия музыкальных образов
- Развитие чувства ритма, координации речи с движением, оптико-пространственной ориентировки
- Развитие коммуникативных навыков
Воспитатель по физической культуре:
- Укрепление костно-мышечного аппарата
- Развитие слухового, зрительного и пространственного восприятия
- Развитие физиологического и речевого дыхания
- Формирование правильной осанки
- Совершенствование тонкой и общей моторики
- Развитие моторных функций и координации движений
- Развитие умения принимать задачу, действовать по образцу и словесному указанию
- Формирование основ здорового образа жизни
- Развитие морально-волевых качеств
Воспитатель по изобразительной деятельности:
- Развитие слухового и зрительного восприятия, развитие мелкой моторики.
- Развитие сенсорных представлений: знание цветов и оттенков, холодных и тёплых тонов, формы, величины, пространственного расположения предметов
- Закрепление вышеперечисленных понятий в речи детей
- Закрепление умения строить фразы и связно излагать свои мысли в зависимости от периода обучения
- Развитие мелкой моторики рук, глазомера
- Формирование навыков правильной осанки и умения держать карандаш, кисть
- Формирование графических способностей, умения штриховать и закрашивать разными способами
- Развитие умения принимать задачу, действовать по образцу и словесному указанию
- Развитие интереса к процессу и результату работы
Педагог-психолог:
- Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, пространственной ориентировки
- Формирование познавательной активности
- Создание условий комфортной психологической поддержки детям с ТНР
- Развитие зрительно-моторной координации, совершенствование мелкой моторики рук
- Развитие произвольности поведения и самоконтроля, снятие тревожности
- Обеспечение психологической готовности к школьному обучению
Воспитатель:
- Развитие восприятия, внимания, памяти и мышления в игровых упражнениях;
- Постоянное совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- Активизация и расширение словарного запаса детей: актуализация лексико-семантических конструкций;
- Максимальное обогащение речевой практики детей во время режимных моментов;
- Развитие образной стороны речи (уточнение оттенков смысла слов, знакомство с переносным значением);
- Обеспечение частого повторения в речи детей сложных грамматических форм и грамматических конструкций;
- Обогащение речи детей пословицами, поговорками, стихами;
- Контролирование речи детей во время занятий и в свободное время;
- Развитие и совершенствование связной речи;
- Организация и проведение специальных речевых игр; приобщение детей к культуре чтения;
- Формирование коммуникативных умений;
Эффективная система партнёрства специалистов и педагогов ДОО в процессе психолого-педагогического сопровождения предполагает постоянный профессиональный рост и повышение компетенций в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Моделирование работы учителя – логопеда и воспитателя с дошкольниками с ТНР
Взаимодействие с воспитателями учитель-логопед осуществляет в разных формах:
- совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях;
- обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;
- оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении (оформление центров);
- взаимопосещение занятий и участие в интегрированной образовательной деятельности;
- совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов;
- еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям в тетради взаимоработы.
Ежедневное взаимодействие включает следующие разделы:
— логопедические пятиминутки;
— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
— индивидуальная работа;
-рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнение по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом.
Обычно планируется 2-3 пятиминутки на день, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Учитель-логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в непрерывной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, учитель-логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми, или со всей подгруппой в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, учитель-логопед рекомендует индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.
Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевыми нарушениями, учитель-логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.
Основной технологией при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является психолого-педагогическое сопровождение развития личности детей с использованием игровых методов для проведения психокоррекции, психотерапии.
Цель сопровождения: Получение ребенком квалифицированной помощи психолога, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Изучить личность ребенка и его родителей, системы их отношений.
- Анализ мотивационно-потребносной сферы ребенка и членов его семьи.
- Формировать у детей навыки общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.
- Развивать и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию поведения.
- Формировать и стимулировать сенсорно-перцептивные, интеллектуальные процессы у детей.
- Формировать адекватные родительские установки на заболевание и социально-прихологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.
- Развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.
Под психологическим сопровождением подразумевается система профессиональной деятельности, куда включены взаимосвязанные компоненты направленные на создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка:
- Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития в группе кратковременного пребывания.
- Систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психокоррекции, психологической поддержки.
- Систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений.
- Организация жизнедеятельности ребенка в группе с учетом его психических и физических возможностей.
Основные этапы процесса психологического сопровождения
1 этап
- Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи
- Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
- Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
- Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи).
2 этап
- Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
- Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
- Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
- Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
- Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»).
- Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
3 этап
Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Принципы работы
Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на принципах:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
В своей работе с детьми с ограниченными возможностями мы стремимся использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.
Методы и формы работы с детьми
- Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
- Игротерапия– занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
- Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
- Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.
- Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».
- Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.
Формы и методы работы с родителями:
- Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.
- Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
- Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
- Деловые игры.
- Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
Наша задача помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.
Мы понимаем, как трудно родителям с «особыми» детьми и что не все могут переступить через «барьер» и привести ребенка к нам в группу, но мы стараемся помочь родителям в этой проблеме
- сотрудничаем с социумом (общество инвалидов, детская поликлиника, соц.защита);
- участвуем в семинарах-практикумах для педагогов;
- делимся опытом;
- используем презентации;
- проводим «Дни открытых дверей».