Доступная среда
ИНКЛЮЗИВНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Учимся жить вместе. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда».
Сайт «Доступная среда Ставропольского края»
Центральная психолого-медико педагогическая комиссия
Что такое ПМПК и как подготовиться к ней?
Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья — условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ. Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии, как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения. Категории детей с ограниченным здоровьем: — с расстройством поведения и общения; — с нарушениями слуха; — с нарушениями зрения; — с тяжелыми нарушениями речи; — с нарушениями опорно-двигательного аппарата; — с отсталостью умственного развития; — с задержкой психического развития. |
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
О специально оборудованных учебных кабинетах:
В настоящее время в ДОО отсутствуют специально оборудованные учебные кабинеты для обучения детей дошкольного возраста, имеющих инвалидность. Работа в этом направлении планируется с учетом конструктивных возможностей здания и помещений дошкольного образовательного учреждения. Для детей дошкольного возраста с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) в ДОО оборудована группа компенсирующей направленности.
Об объектах для проведения практических занятий:
Для работы с детьми с ОВЗ ( с тяжелыми нарушениями речи) оборудовано групповое помещение (группа компенсирующей направленности), в которых имеются специально приспособленный кабинет (место) учителя-логопеда: оснащены специальным оборудованием для развития и коррекции тяжелых нарушений речи. В ДОО оборудованы сенсорная комната и кабинет психолога, а так же — музыкальный зал, хореографический зал, изостудия, физкультурный зал.
О библиотеке(ах):
В дошкольном образовательном учреждении отдельного помещения библиотеки нет, литература находится в методическом кабинете. Кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями, справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Об объектах спорта:
Спорт в жизни детей с ОВЗ очень важен. В ДОО для детей с ОВЗ предусмотрен необходимый спортивный инвентарь: балансиры, мешочки с песком, мягкие модули, тренажёры, набивные мячи, спортивный комплекс (обруч, кольцеброс, кегли, конусы, гимнастические палки и др.), ортопедические коврики.
О средствах обучения и воспитания:
ДОО оснащен современной оргтехникой. В том числе имеются — музыкальные центры, интерактивное оборудование: проектор, доски. Имеется коллекция дисков с детскими фильмами, песнями, познавательными мультфильмами. Материальная база периодически преобразуется, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности всех детей. Во время проведения занятий с инвалидами и лицами с ОВЗ применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями, проводится подбор и разработка методических материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОО оборудованием. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют. Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации:
МАДОУ д/с №7 имеет одно отдельно стоящее двухэтажное здание 2010г. постройки. Территория ограждена забором высотой 1,8 м. Обеспечение доступа в здание дошкольной образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями подтверждено Паспортом доступности.
На входных воротах на территорию учреждения размещена вывеска с наименованием учреждения и графиком работы, выполненная шрифтом Брайля на контрастном фоне, а также кнопка вызова дежурного администратора. Также вызов ответственного за сопровождение инвалида по территории и зданию осуществляется вызовом по домофону с поста охраны . Доступ инвалидов и других маломобильных граждан к месту предоставления услуги осуществляется с помощью сотрудников (назначены приказом руководителя ДОО) учреждения для сопровождения их к месту получения услуги, получения услуги на объекте. На всех дверях имеются маркеры для слабовидящих. К сожалению, конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений внутри здания, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. В группах оборудованы звонки, здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. Имеется зона стоянки транспортных средств, которая находится за территорией учреждения. В зоне стоянки транспортных средств парковка для инвалидов с личным транспортом – не предусмотрена.
О специальных условиях питания
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
О специальных условиях охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в ДОО осуществляется в соответствии с договором с ГБУЗ СК «ГДКП №2 города Ставрополя «медсестрой и врачом-педиатром.
Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» разрабатывается:
· режим дня детей в ДОО, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи,
прогулок, дневного сна.
· составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения.
Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОО. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:
В дошкольном учреждении нет доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен. В дошкольном учреждении педагоги имеют доступ к информационно – телекоммуникационным сетям. Точка доступа организована в методическом кабинете.
Единый портал цифровых образовательных ресурсов
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В дошкольном учреждении имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:
Кабинет учителя — логопеда содержит:
— материалы и игры по темам
— зеркало с лампой дополнительного освещения
— дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания
— картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков
— логопедические альбомы для обследования
— предметные и сюжетные картинки по лексическим темам
— настольно-печатные дидактические игры
— алгоритмы, схемы, мнемотаблицы
— методическая, дидактическая, справочная и художественная литература
— интерактивное оборудование
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не предусмотрено.
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
В МАДОУ отсутствует общежитие и интернат.
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ отсутствует общежитие и интернат.
Определение ребенка -инвалида в муниципальное дошкольное образовательное учреждение:
Для рассмотрения вопроса определения ребенка-инвалида в муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Ставрополя родителям (законным представителям) ребенка необходимо с собой иметь индивидуальную программу реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, справку МСЭ, заключение психолого-медико-педагогической комиссии, свидетельство о рождении ребенка, документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя) ребенка.
Плата за присмотр и уход за детьми в образовательном учреждении
В соответствии со ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за присмотр и уход за детьми инвалидами, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается. В соответствии со ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за присмотр и уход за детьми инвалидами, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.
НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Федеральная нормативная база Российской Федерации
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон РФ от 24.11.1995г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
Нормативная база регионального уровня
Концепция инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Ставропольском крае
«Дорожная карта» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ставропольского края
Локальные акты дошкольного образовательного учреждения
Положение об организации образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Паспорт доступности объекта
- Приказ о назначении ответственного лица за организацию работы по реализации перечня мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ребенка-инвалида)
- Приказ о назначении ответственного лица за организацию обучения детей — инвалидов и детей с ОВЗ, за организацию работы по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования.